Для философии эпохи романтизма характерен агностицизм (Кант), иррационализм (Шопенгауэр), пантеизм (Гегель, Шеллинг) и культ героических личностей (Ницше, Карлейль).

В 1819 году свет увидел главный труд Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", довольно важное событие для всего направления. Книга поразила современников глубочайшим пессимизмом. Автор утверждал, что история человечества лишена всякого смысла. Не разум, а слепая воля к жизни, жестокая и иррациональная, правит обществом. Свободным человека делает лишь смерть, небытие, самоуничтожение.

Шопенгауэровское учение нашло многочисленных сторонников, сгустив и без того болезненную духовную атмосферу, царившую в среде мыслящих людей Европы. В этих условиях родились новые романтические представления о художнике и новый взгляд на искусство. Человек, наделённый даром творчества - исключительное по своей природе существо, находящееся в резком противоречии с обществом, не признающим его гениальности, - таков образ одухотворённого мастера, сформировавшийся в недрах культуры XIX века.